RVtech.ru - Рации в Новосибирске с НДС
Существует два типа антенн для автомобильных Си-Би радиостанций - полноразмерный штырь длиной 1/4 волны (2,75 м) и укороченная согласованная штыревая антенна (от 0,5 до 1,9 м). Из-за большой длины полноразмерных антенн на автомобилях применяются, в основном, укороченные антенны длиной не менее 60 см, в различных конструктивных исполнениях.
С креплением антенны через отверстие в крыше, либо на кронштейне за отбортовку водостока на кузове или на магнитном основании. Качество и дальность радиосвязи во многом зависит от используемой антенны. Выбор автомобильной антенны во многом ограничен высотой автомобиля, особенно грузового. Антенны высотой более 1,5м, а также антенны с магнитным основанием, не всегда подходят для установки на высокие грузовые автомобили - они часто будут задевать за различные препятствия, магнитные антенны могут слететь. Зато на легковые, внедорожники или невысокие грузовые автомобили успешно можно устанавливать практические любые автомобильные антенны исходя из необходимой дальности связи. Чем выше антенна и чем "мощнее" у нее катушка - тем связь будет дальше и качественней.
Если Вы остановили свой выбор на врезной Си-Би антенне и хотите сами установить её на свой автомобиль, то нужно будет позаботиться о ее надежном креплении.
Одной из самых распространенных ошибок при установке антенн (любых штыревых антенн) является установка антенны "без массы".
Как правило, водитель, устанавливающий самостоятельно антенну, пользуется житейским опытом, и при установке думает только о том, чтобы антенна стояла повыше и держалась покрепче. В итоге наблюдаем:
-антенны, установленные на конструкции, не имеющие контакта с кузовом автомобиля;
-антенны, врезанные в пластик;
-умышленно изолированные от кузова (для сохранности лакокрасочного покрытия).
У антенн, установленных "без массы"- малая дальность, большее количество помех от сети автомобиля, и как самый худший исход, выходной каскад передатчика радиостанции может быть выведен из строя. Особо любознательные владельцы раций при изучении возможных причин малой дальности, узнав, что нужна "масса", начинают кидать всевозможные "массовые жилы", не зная, что они могут значительно изменить круговой характер диаграммы направленности и согласование. Поэтому, если есть сомнения по способу установки, лучше обратиться к специалистам.
Такие решения - один из классических вариантов установки с абсолютным непониманием как работает антенна. Многие думают, что ее просто нужно к чему-нибудь прикрутить. Как правило, рейлинги не имеют контакта с массой (но бывают исключения). В случае, если кронштейн имеет контакт с рейлингом, а рейлинг не имеет контакта с массой, то рабочей (подстилающей) поверхностью антенны является только рейлинг. Один из вариантов крепления, в данном случае, закрепить антенный держатель под болтовое крепление рейлинга и кузова.
Зачастую спойлеры не имеют контакта с металлическим корпусом автомобиля. И вариант установки схож с установкой под рейлинг. Иногда, установка даже на незначительные металлические детали (бампера, держатели запасок, кенгурятники) не дает гарантии в получении требуемой "массы".
Из-за нехватки свободной поверхности антенну часто ставят рядом с металлическими конструкциями (или на зеркала). Это относится и к багажникам, металлическим кузовам, платформам автовозов. На любую штыревую антенну и для радиостанции, и для магнитолы, влияет все окружающие предметы. Они очень влияют на настройку и диаграмму направленности антенны не смотря, на кажущуюся малозначисмость размеров. Чем ближе к антенне препятствие, тем хуже связь.
Большинство пользователей не осознают, что со временем происходит изменение свойств системы, состоящей из рации, антенны, разъемов, кабеля, крепления.
-У антенны разбалтывается штырь;
-У станции отходит разъем, соединяющий ее с антенной;
-Контакты окисляются;
-Крепеж окисляется, теряется масса;
-Кабель пережимается, стирается, теряет герметичность от перепадов температуры.
Это происходит даже с врезными антеннами, не говоря об установленных на крепежи. Старайтесь почаще проверять состояние антеннофидерного хозяйства своей радиостанции. Особенно, при появлении проблем при приёме или передачи.
Оперативно проверить качество радиосвязи можно, попросив оценить передачу Вашей радиостанции с любой другой радиостанцией на отдалении (или лучше с несколькими корреспондентами, находящимися в одном месте). Также, Вы сможете сравнить работу приёмника Вашей радиостанции. В случае обнаружения недостатков, обратитесь к нашим специалистам за диагностикой и ремонтом.
Качество работы любой антенны зависит от правильности ее установки и настройки.
Антенна должна быть максимально эффективной и хорошо согласована с выходом передатчика. Грамотно установленная автомобильная антенна должна быть настроена в резонанс на требуемой частоте диапазона 27.135 МГц (15 канал дальнобойщиков). Для настройки и периодического контроля антенны и антенного кабеля применяется прибор - измеритель КСВ.
Никогда не включайте радиостанцию на передачу, даже кратковременно, с повреждённой антенной! Когда пропадает надежный электрический контакт оплетки кабеля и массы антенны с проводящей подстилающей поверхностью в точке расположения антенны (КСВ более 2,5), происходит непредсказуемое пространственное перераспределение силовых линий ближнего электромагнитного поля и на внешней поверхности оплетки кабеля антенны и всех электропроводящих поверхностях кузова и, самое неприятное, внутри салона автомобиля возникают высокочастотные поверхностные токи значительной величины. Вас перестают принимать даже близко расположенные корреспонденты. Особенно значителен уровень этих высокочастотных напряжений на так называемых “концентраторах” – пространственных проводниках электрическая длина (физическая длина, деленная на коэффициент укорочения) которых близка или кратна четверти длины волны. Такими явными “концентраторами” являются свободно висящие жгуты проводников под приборной панелью, подключенные шнуры зарядных устройств сотовых телефонов и витой шнур тангенты радиостанции.
По этим проводникам высокочастотные токи непредусмотренным образом воздействуют на элементы электрической схемы приборов и самой радиостанции изнутри, могут вызывать их необратимые повреждения. Наиболее чувствительными к такому воздействию являются (по убыванию) центральный микропроцессор радиостанции (необратимое повреждение), блок стеклоочистителя (кратковременный сбой в работе), микросхемы памяти автомагнитол и, редко, сотовых телефонов (необратимое повреждение), процессорная система управления двигателем (кратковременный сбой в работе). Заметим, однако, что подобные сбои и повреждения при недопустимой эксплуатации радиостанции на “расстроенную” антенну, как свидетельствует статистика, возникали в основном только в случаях применения дополнительного оборудования высокой мощности (различные усилители выходной мощности). Другим опасным фактором в случае нарушения целостности контакта электрической массы антенны с подстилающей поверхностью (кузовом) и оплеткой кабеля в точке расположения антенны, не редко приводящим к сбою в работе и/или необратимому повреждению микропроцессора радиостанции (даже если она выключена), является возникающая в этом случае разность статических электрических потенциалов между кузовом автомобиля и длинным штырем антенны. Помимо ухудшения дальности связи в динамике радиостанции прослушиваются шорохи и трески при движении автомобиля. Статическое напряжение образуется за счет трения о воздушно-пылевой поток и покрытие дороги. Интенсивность накопления и распределение “статики” зависит не только от скорости движения, типов материалов автомобильных шин и дороги или от общих погодных условий. Заметное влияние оказывает градиент влажности на уровнях - дорожное покрытие, колеса, кузов и антенный штырь. В результате между штырем антенны и кузовом может периодически образовываться значительная разность статических потенциалов с возникновением искрового разряда (как при ударе молнии) в цепи штырь антенны – радиостанция – кузов автомобиля.
Таким образом, при первом обнаружении Вами признаков ухудшения качества связи, необходимо незамедлительно проверить целостность всех соединений и контактов или обратиться к специалисту. Следует отметить, что периодические осмотры с контролем КСВ и минимальный регламентный уход за качеством соединений, особенно в периоды смены сезонов, полностью обезопасят аккуратного водителя от неприятных “не гарантийных” ситуаций и излишних затрат.